Научиться учиться - вот ключ ко всему.
И ваши дети забыли, как это делается, так это только потому,
что это знание основополагающего процесса было
упрятано слишком далеко с вашей помощью или в их жизни
было слишком много традиционного обучения.
Хэл Зина Беннет (1972)
Почему так важна роль образования в современном мире? Как организовать учебный процесс в малокомплектной школе? Сущность современного образования заключается в том, что оно не может ограничиваться рамками традиционных образовательных стандартов. Становятся частью современного образования и педагогические инновации, и профессиональное самообразование, общение с коллегами. Мы определяем ориентиры на обеспечение достижения трех главных целей модернизации: расширение доступности, повышение качества и достижение эффективности образования.
Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее результатов используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников. В данном случае учитель выступает организатором познавательной деятельности обучающихся. Это означает изменение восприятия ученика, переход от авторитарности в преподавании к сотрудничеству.
В связи с этим, по плану сетевого профессионального сообщества «Вдохновение» Зерендинского района в Приреченской средней школе был организован семинар учителей Зерендинского района Акмолинской области, целью которого является создание и поддержка новых образовательных инициатив; предоставление
возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность. Участниками семинара стали сертифицированные педагоги нашего района, методисты «Отдела образования Зерендинского района» Маршалко Н.Н., Аубакирова К.А. Данный семинар осуществил поддержку профессиональной деятельности учителя, создал пространство психологической комфортности учителя, обеспечил обратную связь с педагогами по введению обновленного содержания образования.
В Приреченской средней школе 23 педагога, среди них 35% - сертифицированные учителя I,
II, III уровней, прошедших курсы по Программе, разработанной Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Лидер педагогического коллектива – Жетписова Мариям Сурагановна – уверенно ведет коллектив по пути обновления и инновационной деятельности, является сертифицированным руководителем, прошедшая курсы по Программе повышения квалификации руководителей общеобразовательных организации Республики Казахстан, разработанной Центром педагогического мастерства АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета.
Проведение гостевых открытых уроков в классах по обновленному
содержанию образования во 2 и 7 классах (Рудт А.Н. – Зареченская СШ, Кенжеахметова Ж.Г. -Садовская СШ, Курмангожина А.Е. – Зерендинская СШ №1) были направлены на реализацию следующих ключевых идей: активизация критического мышления учащихся, развитие у обучающихся навыков групповой работы, развитие коммуникативных навыков через обсуждение в команде. Применение ИКТ позволяет учителю рационально
использовать время урока и активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать мотивацию к изучению предмета. Саморефлексия учителей показала, что учащиеся стараются применять полученные знания на практике, слаженно работать в группе, анализировать свою деятельность на уроке.
Участники семинара на коучинге по теме «Особенности обучения учебным предметам по
обновленному содержанию образования», который провели коучи Приреченской школы Яскульская Т.К., Рамазанова А.С., активно обсуждали вопросы современного образования. Они отметили, что это и есть стремление к профессиональному росту, ведь стремящийся к развитию учитель способен учитывать происходящие в мире перемены и перспектива того, что есть к чему стремиться. Учителя Березняковской средней школы Абильдаева Ж.А., Койшыбаева Г.Б. провели мастер-класс ««Критериальное оценивание в групповой и парной работе», учителя Мукатова И.Т. Садовская СШ, Шаяхметова Б.С. Березняковская СШ организовали тренинги «Сущностная
характеристика критического мышления», «Критериальное оценивание. Обратная связь».
Координатор сетевого сообщества «Вдохновение» Хасенова Г.Б., обращаясь к участникам, сказала, что «Сетевое сообщество педагогов Зерендинского района является обменом опытом и материалов, который
пополняют педагоги своими интересными наработками в области применения ключевых идей программы на практике. Взаимодействуя внутри сообщества, учителя получают возможность не только общаться друг с другом, но и искать единомышленников. Такого рода взаимодействия учителей разного уровня между собой, методистами и тренерами оказывает плодотворное влияние на педагогическое мастерство всех участников».
Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Но сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. Сетевые сообщества - это огромное поле для самореализации каждого.
Итоги семинара учителя провели за Круглым столом с обратной связью «Свободный микрофон», где
поделились своими впечатлениями, пожеланиями и рекомендациями. Итак, каким же должен быть урок, чтобы «блеснула мысль, открылась истина, зародилось сомнение»? Ответ на этот вопрос появится только в результате кропотливой творческой работы каждого учителя, а результат этой работы уже будет виден после окончания учебного года, когда каждый учитель проводит свою рефлексию «Чего я достиг? К чему стремиться?». На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может
считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит» (Маргарет Мид).